Сейчас Mercedes-Benz выпускает уже третье поколение автомобилей Mercedes Sprinter, причем за много лет производства на них сменилось уже множество разных двигателей. В этой статье мы расскажем о моторах, которые устанавливались на Мерседес Спринтер, их достоинствах и слабых местах.
OM 601
Один из первых моторов, заложивший стандарты двигателей для Мерседес Спринтер. Он начал выпускаться аж в 1983 году и дотянул до 2000. 17 лет — это если не рекорд, то очень к нему близко
OM 601 — рядный четырехцилиндровый дизельный двигатель, выпускался в 3 объемах 2.0, 2.2, 2.3 л Дубовый, маломощный, тяги на трассе не хватало просто хронически. Титанически надежный: заявленный ресурс составляет 475 000 км, но моторы об этом не знают и при хорошем обслуживании без проблем откатывают до миллиона. Запороть этот двигатель сложно, надо быть совсем уж разгильдяем.
OM 611
OM 611 выпускался с 1997 по 2006 и по тем временам не впечатлил надежностью. При хорошем обслуживании откатывал около 500 000 км, при плохом падало давление масла, начинались проблемы со вкладышами и прилетал счет за капремонт. Бывали также случаи, когда из-за несвоевременной замены и промазки резьбовых соединений намертво застывали форсунки и свечи накала, приходилось высверливать. Цепи ГРМ имели ресурс около 200 000 км, а неоригинальные — и того меньше. Замена цепи — удовольствие сравнительно сложное и дорогое.
OM 611 был одним из первых дизельных моторов с системой питания Common Rail, но первый блин комом не вышел. Система питания там была неплохой, хотя форсунки, конечно, служили меньше, чем сам мотор и требовали более частой замены. При неграмотной замене начинались проблемы.
OM 646
OM 646 начали выпускать в 2002 году, закончили в 2010. Он приешл на смену устаревшему мотору OM 604. Это рядная четверка с системой Common Rail и турбонаддувом, причем турбина у него с сервоприводом. В модернизированном до Евро-5 варианте этот мотор выпускается до сих пор и устанавливается на Спринтеры нижегородской сборки. Неплохой мотор, но у него есть и конструктивно слабые места.
Дроссельная заслонка из-за большого количества сажи и масла во впускном тракте может подклинивать и закрываться не до конца, что приводит к появлению соответствующей ошибки. Почистить легко. Иногда из-за попадания влаги перестает работать электронная плата, которая управляет ее работой. Бывает, что плата уходит под замену.
Клапан регулировки давления хорошо работает до тех пор, пока не износится игла или ее седло, либо не забьется сетка. После этого клапан перестает нормально работать, что приводит к постоянному изменению оборотов двигателя. Ремонт сравнительно недорогой.
OM 651
Серия двигателей OM 651 была представлена в 2008 году и пришла на смену моторам серии 646. Впрочем 651 не разрабатывался на основе 646, его конструровали с нуля
Это четырехцилиндровые рядные двигатели рабочим объемом от 1,8 до 2,2, но на Спринтеры устанавливался только 2,2 разной мощности. Мощность — от 95 до 204 л.с. Версии мощностью до 170 л.с. оснащаются обычной турбиной, более мощные с твинскроллом (два канала для выхлопных газов).
У 651 есть один критичный недостаток, связанный с его масляным насосом. В механизме, которые регулирует давление масла, есть возвратная пружина. Если она износится, значительная часть масла будет попадать просто в поддон, и давление масла в системе будет падать ниже допустимого, а поскольку датчика давления масла нет, водитель об этом и не узнает. Масляное голодание приводит к повышенному износу всего, но чаще всего проворачивает вкладыши коленвала.
Что можно сделать? Использовать лучшее масло и менять его немного чаще, чем по регламенту, а еще превентивно менять хотя бы пружинку насоса, а лучше весь масляный насос.
OM 654
OM 654 начали выпускать в 2016. До осени 2021 года его ставили только на заднеприводные версии Спринтера Sprinter Panel Van и Chassis Cab, но сейчас все версии доступны с этим мотором. Пока не очень понятно, чего от них ожидать, но один раз компания уже отзывала 3 миллиона автомобилей с OM 654 из-за того, что они не соответствовали заявленным нормам по выхлопу. Можно сказать лишь, что 150 000 км моторы 654 на Спринтере отрабатывают без проблем, но 150 тысяч для Мерседеса — это просто смешной пробег.